Новое христианство
Sep. 17th, 2020 12:14 pm
1. Естественная жизненная позиция. Человеческое существование в мире основано на осознаваемой или подразумеваемой идее о том, что быть – лучше, чем не быть. По сути это проявление биологической позиции – стремления всего живого к росту, умножению, усилению, распространению. Отсюда в конечном счете вытекает позитивное значение всего, что полезно для существования: сила – хорошо, слабость – плохо; красота – хорошо, уродство – плохо; богатство – хорошо, бедность – плохо; быть победителем – хорошо, быть жертвой – плохо. На этой естественной жизненной позиции основано любое «варварское» общество, еще не достигшее довольства.
2. Коллективный эгоизм. Поскольку коллективное выживание эффективнее, чем индивидуальное, коллектив приобретает этическую ценность в рамках естественной жизненной позиции. Ближним нужно помогать, ближних нельзя обманывать, ближних нужно защищать. Кто такой ближний? Это тот, кто фактически полезен для меня или может быть полезен в будущем, кто сам готов помогать мне, защищать меня, действовать со мной честно. Коллективный эгоизм – это мораль естественной жизненной позиции. Сообщество «своих» (племя, город, корпорация) выступает как целое по отношению к внешнему миру, стремится в этом мире к росту, распространению, усилению.
3. Довольство. Коллективный эгоизм в сочетании с удачей ведут к успеху большого сообщества (в том числе за счет военной или экономической победы над другими племенами, городами, корпорациями) – созданию ситуации внутренней безопасности, внешнего мира и относительной материальной обеспеченности. Большинство римских граждан в период от императора Нервы до Марка Аврелия не обязательно были богатыми, но во всяком случае им не угрожала прямая военная опасность и они были уверены в пропитании. Настоящее состояние общественного довольства возникает не тогда, когда удовлетворены все основные потребности, а тогда, когда у нескольких поколений появляется привычка к этой удовлетворенности, когда эта удовлетворенность начинает восприниматься не как достижение, а как само собой разумеющееся, как естественный жизненный фон.
4. Моральное потребление. Довольство ведет к появлению досуга, скуке, размышлениям о бессмысленности самого этого довольства и к более утончённому материальному потреблению, к эстетической разборчивости. Но самый утончённый вид потребления для тех, кому уже наскучили материальные новинки, – это моральное потребление, то есть создание для себя ситуаций, в которых можно ощутить себя морально хорошим и праведным. При этом моральное потребление всегда кажется недостаточным, насытиться им нельзя. Человека постоянно тревожит лёгкий моральный зуд. Достаточно ли я сегодня постарался, чтобы сделать мир лучше? Все ли Господни заповеди я сегодня исполнил? Какой углеродный след в моих сегодняшних покупках? Потребность в моральном потреблении создает всё новые реальные или воображаемые объекты, в чью пользу можно приносить моральные жертвы.
5. Вина. Моральное потребление, возникшее на основе досуга и довольства, ведет к мысли о том, что состояние довольства само по себе является аморальным. Как я могу быть счастлив, если рядом кто-то несчастлив? А поскольку реальный или воображаемый несчастный объект будет присутствовать всегда, то я не могу быть счастливым никогда. Собственно, именно я прямо или косвенно виновен в несчастье этих несчастных объектов. Ведь я занимаю их место, или потребляю их плоды, или иным образом существую за их счет. В конечном счете моя вина, мой грех, заключается в самом моём существовании в мире. И тем более очевидна вина того сообщества, того государства, к которому я принадлежу. Ведь оно достигло успеха за счет коллективного эгоизма, за счет военной или экономической победы над менее удачливыми сообществами. Ясно, что само существование такого коллектива-победителя является непрерывным аморальным актом.
6. Негативная жизненная позиция. Не-быть – лучше, чем быть. Это основа негативной жизненной позиции, возникающей в условиях довольства, морального потребления и вины. Если моё существование и существование моего сообщества – аморально, то нужно уйти, ограничить себя, уступить, стать меньше, незаметнее. Сила – плохо, слабость – хорошо; красота – плохо, уродство – хорошо; богатство – плохо, бедность – хорошо; быть победителем – плохо, быть жертвой – хорошо. С точки зрения естественной жизненной позиции героем является император-триумфатор, который покорил другие города ради пользы нашего города. С точки зрения негативной жизненной позиции герой – это Иисус Христос, который перенёс страдания и стал жертвой.
7. Рационализации. Желание не-быть в прямой форме сложно и осознавать самому, и распространять среди других людей. Поэтому негативная жизненная позиция понимается не как цель сама по себе, а как необходимое средство для достижения других морально благородных и необходимых целей. Нужно стать монахом, потому что это угодно Господу. Нужно не есть мясо, чтобы не нарушать права животных. Нужно не иметь детей, чтобы разгрузить экологию планеты. Нужно платить репарации, чтобы загладить историческую несправедливость. В действительности же фундаментально само по себе желание уступить, сойти со сцены, ограничить себя. Если бы у человека отняли аргумент в пользу негативной жизненной позиции (например, если бы Господь сам сказал ему, что не требует от него быть монахом), то человек вскоре нашел бы любой другой аргумент в пользу того же самого образа мыслей и действий.
8. Церковь. Рационализации в пользу негативной жизненной позиции требуют обоснования, систематизации, доходчивого объяснения. Этим должны заниматься профессиональные жрецы-популяризаторы новой религии вроде Тертуллиана и Оригена, которые формально похожи на ученых своего времени, но по сути ими не являются. Для ученого истина вытекает из доказательств, и он поменяет свое мнение, если увидит более сильные доказательства в пользу другой точки зрения. Для жреца-теолога истина уже заранее известна, и он только подбирает доказательства под заранее известный тезис, от которого он никогда не отступит. Совокупность верных, объединенных общим образованием, символами и жизненной позицией, образует новое сообщество, враждебное по отношению к «материнскому» государству, городу или корпорации, существование которого считается аморальным.
9. Варварство. «Материнское» государство в состоянии довольства, внутри которого разрастается «антисообщество» новой религии, постепенно утрачивает внутреннее единство и коллективный эгоизм, необходимые для конкуренции с другими сообществами. Тогда внутренние или внешние «варвары», уступающие технически, но сохранившие естественную жизненную позицию, могут в итоге одержать верх. Внешне это выглядит как крах цивилизации, но в более глубоком смысле это означает её выздоровление.